Иркутский обком КПРФ (kprf_irkutsk) wrote,
Иркутский обком КПРФ
kprf_irkutsk

«Левиафан»: борьба нанайских мальчиков

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» выйдет на экранах российских кинотеатров лишь в начале февраля. Однако спорам, слухам и скандалам вокруг него нет числа уже сейчас. Причем большая часть дискуссий развернулась в политической плоскости. Впрочем, для фильма, который своим названием отсылает нас к трактату Томаса Гоббса о природе государства, тут нет ничего неожиданного. Работа Звягинцева – это не просто фильм, а приглашение к общественной дискуссии. Значит, нам, коммунистам, нужно иметь представление об этом фильме. Однако для начала сделаем две оговорки.

Спор шесть или девять

Первое. К «Левиафану» можно относиться по-разному, лично мне, например, фильм не понравился. Тем не менее, я рекомендую всем посмотреть фильм (не обязательно в кинотеатре) и составить о нем собственное мнение. Ну а если вам жаль денег на билет, а уважение к «священному» авторскому праву не позволяет посмотреть фильм в Интернете, то вот вам краткий пересказ сюжета.

Маленький городок на северном российском побережье. Местная власть в лице мэра-самодура принуждает главного героя продать принадлежащий ему участок по цене в несколько раз ниже рыночной. Тот, естественно сопротивляется, но терпит поражение в неравной схватке и лишается всего: имущества, своего дела, любимой женщины. В финале его и вовсе ждет 15-летний срок по надуманному обвинению.

В общем, «маленького человека» растоптал тот самый Левиафан – государственная машина, которая пользуется полной поддержкой со стороны коррумпированной судебной системы и «духовной власти» в лице служителей церкви.

Второе: данная статья – не рецензия на фильм, а «размышление на тему». Поэтому все, что касается работы художественной ценности фильма (она есть, несмотря на обилие матерной речи), философского подтекста – например, центральная сюжетная линия является вариацией на тему библейской легенды про Иова – и т.п. мы оставим за кадром. Нас интересует политика. Итак, к барьеру!

В дискуссиях о фильме чаще всего звучали две позиции:

1) «»Левиафан» несет людям Правду и обличает прогнивший путинский режим, который погряз в воровстве, лицемерно прикрытом национал-патриотической и религиозной пропагандой»;

2) «»Левиафан» — гадкая, антироссийская чернуха, которая в угоду либеральному Западу клевещет на Власть и Церковь, подрывает основы нравственности. Маты нужно запикать, фильм запретить, а предателя-режиссера отправить за полярный круг».

В реальности ни одна из позиций не говорит всей правды.

Да, правы те, кто говорит: «Левиафан» практически документально изображает беспредел чиновников, судей и силовых структур в современной России. Сторонники первой позиции справедливо напоминали оппонентам ту же станицу Кущевскую, где в свое банда Цапков прекрасно чувствовала себя во власти.

Кроме того, фильм затронул и другую тему, активно обсуждавшуюся раньше в связи с делом «Pussy Riot» и вновь актуальную на фоне парижской трагедии: для обоснования своей власти российская верхушка конструирует «консервативную» идеологию. И в этом деле она опирается не только на «патриотическую» демагогию, но и на поддержку религиозных институтов.

Но правы также и те, кто утверждает: фильм специально снят так, чтобы понравиться Западу. И обличая пороки современной России, он делает это с прозападных, либеральных позиций.

Коррумпированному госаппарату противопоставлено не общество, а индивид. Причем подчеркивается, что у него «бизнес». А торговать с режиссерской точки зрения «всяко лучше, чем на этом вашем вонючем заводе».

Как было сказано выше, фильм Андрея Звягинцева – приглашение к дискуссии. Вот только смысла в этой дискуссии – как в войне остроконечников с тупоконечниками.

По сути, две указанные позиции – очередное проявление того же конфликта, который делит наше общество на «охранителей» и «либералов», на сторонников «Поклонной горы» и «Болотной площади», «Русского Мира» и «Евромайдана». Это ложный конфликт: на самом деле мы видим, как понарошку грызутся две головы сидящего на народной шее двуглавого орла.

Государственная пропаганда навязывает российскому обществу эту «борьбу нанайских мальчиков», чтобы скрыть более глубокое противоречие: между угнетателями (союзом крупного капитала с чиновничьей верхушкой) и угнетенными (основной массой населения России, чей источник к существованию – зарплаты, пенсии и стипендии).

Андрей КАЛИНКИН, первый секретарь Правобережного РК КПРФ
http://irkutsk-kprf.ru/%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%BD-%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA/
Tags: Иркутск, идеология, кино, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments